Бои центрального значения
Основная задача всех лоббистских групп на этапе формирования нового правительства - борьба за ресурсы и центры принятия решений. В данный момент наиболее влиятельными должностями в отрасли связи являются посты председателя и членов НКРС, министра и первого заместителя министра транспорта и связи, руководителя Государственного департамента связи и информатизации Минтранса, гендиректора "Укрпочты" и председателя профильного парламентского комитета.
При анализе потенциальных назначенцев на эти посты мы исходили из нескольких возможных вариантов: первый - правительство будет формировать коалиция в составе БЮТ и НУНС, второй - по договоренности с президентом нынешние члены правительства останутся на довольно длительный период времени в качестве и. о., третий - будет создана широкая коалиция с участием Партии регионов.
Один из пунктов коалиционного соглашения, подписанного БЮТ и НУНС, предусматривает, что Минтранс относится к компетенции БЮТ, а влияние представителей блока "Наша Украина-Народная самооборона" распространится на формирование состава НКРС. Отрасль связи - не самая значимая и приоритетная для министра транспорта, гораздо больший интерес представляют морские порты, железнодорожный и авиационный транспорт. Следовательно, вряд ли на пост министра будет назначен связист. Вероятнее всего, им станет кто-то из доверенных лиц главы БЮТ. На пост же профильного заместителя-куратора отрасли вполне могут быть назначены люди из окружения Георгия Дзекона или Олега Шевчука. Хотя и у Леонида Нетудыхаты неплохие шансы сохранить должность замминистра за собой: у него есть выход на Юлию Тимошенко, а с господином Дзеконом его связывает общий проект - программа "Телефон в каждый дом". Начальника Госдепартамента связи заместитель министра обычно подбирает "под себя".
А вот за НКРС развернется нешуточная борьба. Сегодня через Александра Третьякова и руководителей секретариата президента выход на главу государства имеют уволенные из комиссии Сергей Апасов и Петр Семерей. Если им удастся пролоббировать новый указ о назначении членов НКРС, то в новом составе, возможно, не окажется конфликтующих с ними Ольги Филипповой, Владимира Олийныка и Виктора Мазура.
События развернутся совсем иначе, если формирование состава НКРС перетянет на себя "отец" этого органа, один из лидеров НУНС Юрий Луценко. Несмотря на то что господин Луценко давно не занимался делами отрасли, главную роль в формировании НКРС сыграет близкая к нему Ольга Филиппова. Скорее всего, Юрий Луценко будет добиваться от президента утверждения состава НКРС с учетом назначений Кабмина.
Не исключен еще один вариант развития событий. Одним из условий работы будущей коалиции (БЮТ и НУНС) может стать признание главой государства того, что НКРС является органом исполнительной власти и подпадает под действие закона "О Кабинете министров". Косвенно о возможности такого хода событий свидетельствует отказ Конституционного суда рассмотреть представления президента относительно легитимности назначения членов НКРС правительством. В этом случае можно ожидать появления в НКРС креатур БЮТ и влияния на этот процесс господ Шевчука, Дзекона и Чудновского.
Кто в итоге займет должность руководителя профильного парламентского комитета, будет зависеть от того, какие отрасли попадут в сферу его компетенции. Если это снова будут строительство, транспорт и связь, то его наверняка возглавит кто-то из строителей или транспортников, а собственно связью будет заниматься подкомитет. Если же исполнится мечта связистов и "айтишников", когда отраслью будет заниматься отдельный комитет, ценность поста значительно вырастет. Среди наиболее вероятных руководителей комитета - Олег Шевчук, подкомитета - Виталий Корж.
Первоочередной задачей парламентариев по отношению к отрасли станет законодательное урегулирование вопроса о назначении членов НКРС. Очевидно, правительство Юлии Тимошенко будет лоббировать вариант подчинения комиссии Кабмину и приведения закона "О телекоммуникациях" в соответствие с законом "О Кабинете министров". Однако в пакет коалиционных соглашений входит проект закона о независимых регулирующих органах, к числу которых будет отнесена и НКРС. Члены этих органов должны назначаться на пятилетний срок по принципу паритета Верховной радой и президентом, а порядок назначения впоследствии будет закреплен в Конституции. Если это произойдет, следующий состав НКРС назначат по новым правилам и при других лоббистских раскладах. Законы, по всей видимости, будут приниматься пакетом и без обсуждения, поэтому существует масса возможностей для внесения в них "подводных камней".
Бои ресурсного значения
Сейчас основные финансовые потоки в отрасли связи, которые находятся под оперативным контролем правительства,- это средства "Укртелекома" и деньги, предусмотренные в госбюджете на финансирование отраслевых программ. Назначение менеджмента "Укртелекома" осуществляется на собрании акционеров, главным из которых является Фонд госимущества, либо на заседании наблюдательного совета компании, который вследствие ранее принятых судебных решений сейчас недееспособен. На сегодняшний день председатель правления "Укртелекома" Георгий Дзекон намного лучше контролирует ситуацию в Фонде госимущества, чем этот орган влияет на политику "Укртелекома".
Что же касается средств госбюджета, то операторы рынка заинтересованы в двух вещах. Во-первых, чтобы политическая конъюнктура не привела к попыткам повышения налоговой нагрузки. В отрасли хорошо помнят предложение правительства заставить операторов начислять НДС на обязательный сбор с услуг связи в Пенсионный фонд, а также утвердить на законодательном уровне кредитующие государство авансовые налоговые выплаты. Отдельным аспектом будут являться дивидендные выплаты "Укртелекома". Мало кто сомневается, что, снова возглавив правительство, Юлия Тимошенко не вернется к этому способу пополнения доходной части госбюджета. В плоскости минимизации отчислений в пользу государства лежит и организуемая сегодня лоббистами "Киевстара" кампания за бесплатную выдачу операторам частот под стандарты связи 3G, которые де-факто свободны, но Министерство обороны хочет получить за них более 800 млн грн.
Второе, в чем заинтересованы операторы,- это получение под свои программы бюджетного финансирования. Речь идет, например, о программе "Телефон в каждый дом", предусматривающей установку всем нуждающимся телефонов "Укртелекома", работающих в сети CDMA-оператора ITC. Лоббисты других операторов, в первую очередь "МТС" и "Киевстара", будут стремиться распространить действие программы и на эти компании.
Еще одним направлением лоббирования перераспределения средств госбюджета станет перевод корпоративных мобильных подключений бюджетных организаций в сеть дочерней структуры "Укртелекома" - "Утел". Менеджмент госоператора вполне может выдвинуть это предложение в качестве условия, при котором в госбюджет будут перечислены дивиденды. Появление распоряжения Кабмина о проведении нового тендера на предоставление услуг мобильной связи и вполне предсказуемая победа "Утела" не будет выглядеть натянуто: тарифы у компании как раз рассчитаны на активные переговоры между абонентами мобильной связи "Утела" и пользователями фиксированной связи "Укртелекома", которые сосредоточены в госучреждениях.
К "нефинансовым" государственным ресурсам, за которые будут сражаться операторы, относится и распределение частот. Об инициативах операторов относительно бесплатной выдачи частот под 3G уже упоминалось. Основные усилия лоббистов заключаются в попытках убедить правительство, что, отказавшись от прямого взимания денег за частоты, оно выиграет в перспективе. Но планы лоббистов идут вразрез с интересами "Укртелекома", не заинтересованного в росте конкуренции на рынке 3G.
Еще одним предметом борьбы станут диапазоны для широкополосной связи, в первую очередь для Wi-Fi и мобильного WiMAX. Поскольку данные частоты в значительной степени распределены, лоббистские усилия операторов могут быть направлены на ревизию решений НКРС о выдаче частот.
Следует отметить, что все перечисленные лоббистские устремления участников рынка ориентированы на решение вопросов весьма частного характера. При этом никто не занимается разработкой единых для всех правил игры, а среди госуправленцев нет фигуры, которая бы взяла на себя создание и претворение в жизнь долгосрочной стратегической программы развития отрасли. Эта ситуация длится уже не один год и привела к возникновению системных проблем. Срок возврата инвестиций в отрасли связи снижает ее привлекательность для капитала украинского происхождения на фоне "оборотистых" сырьевых отраслей. В результате представители политической и бизнес-элиты "не видят" телекоммуникационный рынок (на который приходится около 7% ВВП) и не понимают происходящих на нем процессов. Этим вовсю пользуются лоббисты различных масштабов, "пробивающие" нужные заказчикам решения, которые носят "тактический" характер, не объединены единой стратегией и порой входят в конфликт друг с другом. В качестве примера можно привести нормативные изменения порядка выделения частотного ресурса, что парализовало принятие безотлагательных для отрасли решений о выдаче лицензий на 3G и WiMAX. Отрасль связи нуждается в назначении эффективной команды управленцев, основной задачей которых станет разработка стратегии, позволяющей рынку выйти на новый этап развития.
ВИТАЛИЙ КУКСА, КОММЕРСАНТЪ-УКРАИНА