Пранк (от англ. prank — проказа, выходка, шалость; шутка) — телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами. Пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам, и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к ответным ругательствам.
Пранк — in soviet russia под этим словом подразумеваются только телефонные розыгрыши. В чуть более, чем 99% случаев пранки записываются быдлошкольниками и являются г%%%ом повышенной унылости, т.к. авторы их лишены чувства юмора, актерских способностей и хоть какого-нибудь воображения, однако на другом конце провода периодически оказываются неординарные личности, которые люто бешено доставляют. Наиболее известные, классические персонажи - Бабка АТС и Дед ИВЦ.
Телефонное хулиганство существует в России, вероятно, столько же, сколько существует сам телефон (что подтверждается давними записями, считающимися классикой пранка). Однако, пранк-культура, равно как и сам термин «пранк», появились в России на рубеже XX—XXI вв.
Жанры пранка
- «Хард» (англ. тяжёлый) — это обычный телефонный разговор, целью пранкера в котором является довести жертву до состояния гнева или истерики. Для этого жанра характерно обилие нецензурных ругательств. Как правило, жертва в начале разработки, поняв, что звонок — не ошибка и не случайность, грозит пранкерам наказанием через правоохранительные органы («определю», «вычислю», «пробью») или физической расправой. Масштаб этих угроз и яркость воображения жертвы на этом этапе чаще всего служат показателем перспективности жертвы. «Нарезки» для технопранка чаще всего производятся из хард-пранковых записей.
- «Лайт» (англ. лёгкий) — целью этого пранка является желание посмеяться вместе с жертвой, пошутить или поговорить по душам. Пранкер обычно принимает более активную роль, чем в «хард»-пранке.
- «Технопранк» состоит из прокрутки записей фраз («нарезки») известных жертв случайным абонентам. Грамотно и профессионально выполненный технопранк создает аутентичное впечатление звонящего живого человека. Известны случаи прокрутки нарезки тем же самым жертвам, чьи фразы и были записаны («зеркальный технопранк»). При успешном исполнении жертва не понимает, что ругается со своей собственной записью. Наиболее яркие примеры «зеркального пранка» записаны с «Олегом» (см. «Белорусский пранк»), который в состоянии алкогольного опьянения не только бранился при звуке собственного голоса, но и вступал в беседы и спорил с записями своей речи, отпуская остроты и безжалостно передразнивая свои собственные фразы.
- Другой разновидностью является «конференция», то есть соединение двух или более жертв в конференц-звонок. В конференции поступательное движение часто достигается предварительным дозвоном одной из жертв, что позволяет сразу же после соединения вызвать накал эмоций. Без подогрева «конференция» неизменно угасает после ритуальной разборки «это не я вам звоню, это вы мне звоните».
- Одним из молодых направлений пранка является «SmartPrank».
- «Пранкмикс» тоже можно назвать искусством, связанным с пранком. Это наложение вырезанных фраз из пранков на какую-либо музыку. К сведению анонимуса, официально лучшим и поэтому главнымпранк-миксером этой страны (а так как развитие такого явления, как пранк-микс, почти не замечено в остальных странах, то и во всём мире) признан Shark-Акулыч, который собственно и организует раз в пару недель трансляцию пранк-радио (см. ниже). Он сделал over 9000 о%%%ных (естественно, для тех, кто понимает что-то в пранке) миксов и ещё маленькую кучку миксов попроще; производство их, он, впрочем, и сейчас не прекращает.
Общие качества русскоязычного пранка
Вопреки рапространенному мнению, наиболее популярными жертвами становятся не те лица, которые отличаются обильным использованием ругани (хотя многие из вышеуказанных жертв отличаются как цветастой лексикой, так и неординарными, изощренными оскорблениями со ссылками на инцест, геронтофилию и прочие извращения). Популярная жертва пранка всегда полностью лишена чувства юмора и отличается завышенным ЧСВ, а также помпезной, театральной моральной позой, что делает их подобными классическим комическим персонажам, у которых неадекватная самооценка вызывает комический эффект. Как правило, жертвы, принимающие пранк-звонки с юмором, никогда не становятся объектами длительных разработок. Тем временем бывшие представители силовых структур, припоминающие свою былую власть и сексуальные похождения, грозящие расправой (например, «Рак»), неизменно вызывают продолжительный и живой интерес пранкеров.
Отличительная черта русского пранка — это центральная роль «жертвы», то есть, субъекта пранка, в то время как в англоязычном пранке ведущая роль отводится самому пранкеру. В русской практике с теми же жертвами часто работают десятки разных пранкеров, разрабатывая их долго, раскрывая тему и внося элемент сюжетно-контекстного развития. Если в американском пранке пытаются довести жертву до состояния замешательства, непонимания, то в русском пранке пытаются довести жертву до «белого каления». Основной чертой является то, что разговор ведётся с пенсионерами, пожилыми людьми. Пранки сопровождаются большой порцией отборного мата, как с одной, так и с другой стороны. В остальном «классический» пранк в русском исполнении принципиально мало отличается от американского (хотя, по мнению некоторых специалистов, русский пранк более жесток, причиной чего является длительная работа с одними и теми же жертвами), российская разновидность под названием «технопранк» в англоязычной практике встречается редко.
Источники (полная версия):
Википедия,
Lurkmore