Профессионал
Регистрация: 25.12.2005
Сообщений: 4,552
|
Продолжение:
Цитата:
Примерно в районе 360 вольт ученик перестал подавать признаки жизни и не реагировал на вопросы.
- Что делать дальше? - спросил учитель Фикс.
- Продолжать эксперимент.
- Но ведь ученик ничего не воспринимает!
- Это не важно. Надо довести эксперимент до конца.
- А если он умрет?
- Это не должно вас волновать, мистер Фикс. Всю ответственность за любые последствия мы берем на себя, - психолог был спокоен.
Учитель послал ученику очередной удар тока.
Главный психолог сказал прокурору:
- Как видите, учитель слепо подчиняется власти. Он не чувствует ответственности за свои поступки, потому что власть взяла ее на себя. Раз организаторы не волнуются, значит, ничего страшного не происходит, им видней, поэтому мистер Фикс продолжает выполнять приказы власти; его даже не смущает их нелепость - ведь, посудите сами - не глупо ли наказывать ученика, который ничего не воспринимает? Кроме того, любой школьник знает, что 375 вольт могут быть смертельными при определенной силе тока, однако, мистера Фикса это не смущает, хотя ему ничего не известно о величине силы тока. Он доверяет власти, хоть и не уверен, что она права. Люди больше склонны выполнять приказы власти, чем задаваться вопросом об их разумности.
- Летчики, которые по приказу правительства бомбят города мирных жителей; полицейские, которые колотят дубинками неугодных демонстрантов - точно так же подчиняются власти, не чувствуя ответственности за свои поступки, - добавил прокурор.
- Совершенно верно.
Тем временем ученик, хоть и подскочил в кресле после очередного разряда, но по-прежнему не подавал признаков жизни. В этот момент в лабораторию явился второй психолог в белом халате и нервозным тоном заявил первому:
- Я думаю, эксперимент надо прекратить.
- Да ты что? Ни в коем случае!
- Нет, надо. У него сердце может остановиться, вдруг, чего доброго, окочурится?
- Да ладно тебе, еще ни разу ничего подобного не было. Продолжайте, мистер Фикс!
На этот раз учитель Фикс, видя такие принципиальные разногласия в руководстве, решительно возмутился:
- Да вы сначала сами между собой разберитесь! Один говорит, хватит, другой - продолжай, а если я сейчас, чего доброго, завалю человека, то, что тогда?
- Еще раз повторяю вам: это не ваша проблема, мистер Фикс. Кроме того, было бы очень неразумно прекратить эксперимент, когда он уже почти завершен. И мы ведь договорились, что должны довести его до конца. Продолжайте, пожалуйста, мистер Фикс!
Главный психолог прокомментировал вышесказанное:
- Как только власть начинает проявлять нерешительность, подчиненный тут же пытается выйти из-под ее контроля.
После некоторых пререканий, учитель Фикс все-таки продолжил и довел напряжение до 405 вольт. В результате ученик на электрическом стуле стал совсем плохой - вид неважный, то бьется в конвульсиях, то теряет сознание и, конечно же, пена изо рта. Учитель Фикс не выдержал столь жуткого зрелища и наотрез отказался продолжать эксперимент.
Прокурор озабоченно спросил у главного психолога:
- Что с учеником?
- Не думаете же вы, что мы погубили человека? - спросил в свою очередь главный психолог.
- Не знаю, но ведь каждый школьник понимает, что напряжение нехилое! - лицо прокурора выражало тревогу.
- Да, нехилое. Но на самом деле ученик не получал никаких ударов тока.
- Как же не получал? Все было как будто реально!
- Вот именно, как будто. Ученик Паспарту - хороший актер - наш человек, который успешно дурачился, делая вид, что неимоверно страдает от действий учителя.
- А как же вы тогда собираетесь проверить правильность вашей гипотезы о пользе наказания в процессе обучения?
- Мы этого делать не собираемся, потому что эта гипотеза - подставная. На самом деле нас интересовало другое - поведение одного человека.
- Кого же?
- Мистера Фикса, учителя. Это именно он главный герой спектакля.
- А если бы ему выпала роль ученика?
- Это было невозможно, потому что ему была изначально отведена роль учителя, правда, он этого не знал. Мы предоставили ему иллюзию выбора: он первым тянул жребий из двух листков, на обратной стороне каждого из которых было написано: "учитель".
- С какой целью?
- Настоящая цель эксперимента состояла в том, чтобы определить, до какой степени нормальные цивилизованные люди способны причинять страдания себе подобным, ни в чем не виноватым людям, слепо выполняя, порой, не вполне разумные приказы, исходящие от власти.
- И до какой же степени? - спросил прокурор.
- 63 процента учителей, не взирая на мольбы и страдания учеников, подчиняясь руководителю, доходили до предела - 450 вольт. И, надо заметить, что это были вполне приличные, респектабельные, уважаемые люди.
Прокурор, после некоторого раздумья эмоционально возмутился:
- Скажу вам откровенно, что ваш эксперимент очень жесток!
Главный психолог спокойно ответил:
- Но ведь вы сами досидели до 405 вольт и только потом озаботились состоянием ученика, хотя могли бы забить тревогу раньше. Значит ли это, что вы жестоки?
Прокурор, как было видно, сначала вознегодовал, но затем, пошевелив мозгами, признал справедливость такой постановки вопроса.
Нормальные люди способны на весьма отвратительные поступки
Сам талантливый экспериментатор Стэнли Милгрэм, сделал такой основной вывод из своего эксперимента: нормальные психически здоровые люди способны совершить много дурных необдуманных поступков по приказу власти. Причем, надо заметить, что в экспериментах Милгрэма руководитель не имел никакой фактической власти над учителем; единственными его атрибутами, как руководителя, были лишь белый халат и то, что он сам представлялся, как руководитель. А т.к. в реальной жизни власть, все-таки, имеет реальные полномочия, то подчиниться ей еще легче.
Эксперименты Милгрэма мы можем наблюдать в жизни на каждом шагу.
Как вы знаете, во время Великой Отечественной войны фашисты учредили на оккупированных советских территориях такую должность, как полицай. Те, кто шел в полицаи, именовались предателями, т.к. подчинялись власти врагов и помогали им угнетать своих же соотечественников за вознаграждение (сало, одежда, полномочия, опять же - автомат шмассер немецкого качества…). "Сколько на свете людей, которые за какие-то гроши становятся гонителями, истязателями, палачами себе подобных!" - воскликнул Вольтер. Хоть полицаи были в народе и не в почете, но сами они наверняка имели точку зрения, оправдывающую свои поступки. Полицай - это не столько социальная роль, сколько состояние души. Если вдруг вновь появится такая должность, то, уверяю вас, вакантные места будут заняты. А где же эти полицаи сейчас? - спросите вы. Они где-то рядом - это вполне порядочные люди, про многих из которых можно с уверенностью сказать: отличный семьянин, в связях, порочащих его, не замечен. Просто сейчас у них другие социальные роли - они занимают обычные должности в разных организациях, и даже сами не подозревают, что в них дремлет полицай, который может быть востребован соответствующей ситуацией. Была бы власть и гонорар, а исполнители найдутся.
Хорошие люди легко совершают плохие поступки.
Порой люди так увлекаются процессом соблюдения правил, что забывают о том, что правила созданы для людей, а не люди для правил. Некоторые медики не станут лечить больного, если у него при себе не окажется полиса обязательного медицинского страхования, пока он не умрет (как один несчастный 20-летний парень из деревни Саратовка Чугуевского района).
Природа спрятала в лабиринтах человеческой личности много мрачных закоулков.
Роберт Грин в своей книге "48 законов власти" привел один потрясающий пример, достойный человеческой природы (в разделе закона 11). Однажды, в средние века, один наемный солдат спас от иностранных захватчиков Сиену - город в Тоскане (Италия). Причем, спас в буквальном смысле - если бы не он, то город мог потерять свободу, и многим жителям просто-напросто была бы крышка. Конечно, он стал героем. Конечно, благодарные жители решили его наградить, но не знали, как - любое подношение с их стороны не могло и близко сравниться с тем, что сделал для них спаситель. Даже если солдату вручить власть над городом - и то это будет лишь незначительной платой. В общем, у горожан появилась пресловутая проблема - что делать? Надо сказать, что солдат свое дело сделал, и больше никакого проку от него не было, поэтому он стал обузой для благодарных жителей. Долго думали достопочтенные отцы города, как не ударить лицом в грязь, и, наконец, один из них внес поразительно гениальное предложение, на которое только вообще был способен человек. Наверное, он вытащил его из самого смрадного уголка своей души. Только послушайте, что он придумал: "Давайте его умертвим и сделаем святым покровителем города!". "Что они и сделали", - завершает Грин эту прискорбную историю.
Конечно, надо учитывать мировоззрение и нравы людей той эпохи, но, тем не менее, шедеврально, не правда ли? Воистину, не знает границ человеческая благодарность! Предполагаю, что между мэром города и солдатом мог состояться такой разговор:
- Ну, мы типа посовещались и решили, короче, хотим тебя, того, как это говорится, причислить к лику святых.
Солдат от скромности смутился:
- Да ладно вам, никакой я не святой, я просто выполнил свой долг…
- Нет, нет, это не просто долг, ты, можно сказать, дал нам вторую жизнь, ты нам теперь вроде как отец родной!
- Спасибо, конечно, но мне ни к чему лишние почести и громкие титулы.
- К чему или ни к чему - какая разница? Важно, что мы отплатим тебе по полной программе, и никто не посмеет сказать, что я свинья неблагодарная! Хе-хе. Пошли, короче, собирайся.
- Куда?
- И он еще спрашивает! Будешь готовиться к ритуалу вознесения, так сказать. В рай, как говорится, путевку тебе выпишем.
Только теперь до солдата стало доходить, какой подарок ему уготовлен - к почетному лику святых причисляют только после смерти. Адреналин брызнул фонтаном в кровь, сердце свело, он побледнел и произнес дрожащим голосом:
- Но… я не хочу в рай! Сейчас, по крайней мере.
- Дурачок, - мэр по-отечески похлопал солдатика по щеке, - счастья своего не видишь!
Спаситель города в полной мере осознал ужас ситуации, как говорят некоторые - жесточайшая измена охватила его, и инстинкт самосохранения заставил воскликнуть:
- Господи Иисусе! Вы что, охренели? Лучше бы мне было сгореть на войне вместе с вашим чертовым городом, чем получить такой дьявольский подарок!
- Не богохульствуй! А то так, чего доброго, вместо рая в ад загремишь! Стража, взять его!
Спасители всегда плохо кончали.
|
|