Новая тема Ответить в теме
 
Опции темы Опции просмотра

Старый 01.08.2006, 16:30   #1
Заблокирован Dave поза форумом
 
Аватар для Dave
pm
Порочная связь: сложный период роста НКРС

Цитата:
В начале июля в Украине начала действовать новая таблица распределения радиочастотного ресурса. Если раньше большинство радиочастот были зарезервированы для Министерства обороны, то теперь три четверти из них передадут в коммерческое пользование — в ближайшее время военные переведут свои радиостанции на другие частоты, остающиеся в их ведении. Это может дать мощный толчок для развития телекоммуникационной отрасли — одной из самых инвестиционно привлекательных сфер экономики. Среди освобождаемых частотных диапазонов наиболее лакомые кусочки — частоты для мобильной связи третьего поколения и для беспроводной передачи данных в стандарте WiMax.
Участники рынка, приветствуя новую таблицу частот, выражают недовольство тем, как Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) их распределяет. «В последнее время комиссия только декларирует политику содействия бизнесу и стимулирование развития новых технологий, однако своими действиями она демонстрирует непрозрачность и неэффективность распределения радиочастотного ресурса», — говорится в обращении к президенту Украины, подписанному участниками рынка и профильными ассоциациями.

Шанс упущен

Стандарт WiMax был разработан недавно, но уже завоевал в мире большую популярность. Сеть этого стандарта позволяет операторам предоставлять услуги мобильной связи и передачи данных как в крупных городах, так и в сельской местности. Причем такая связь получается дешевле, нежели при прокладке проводов — благодаря этому у Украины есть шанс значительно повысить доступность телекоммуникационных услуг и одним рывком догнать по этому показателю западные страны.

До недавнего времени WiMax в Украине развивала компания «Украинские новейшие технологии» (УНТ), владеющая лицензиями на частоты 3400–3700 МГц. Сейчас развитие предприятия приостановилось, поскольку НКРС оспаривает законность его работы. Этот конфликт разбирается в судах уже более полугода: НКРС обвиняет компанию в невыполнении лицензионных требований, ведь УНТ получила эти частоты несколько лет назад, но полноценно приступила к их освоению только в прошлом году. В свою очередь, компания объясняет, что раньше не могла приступить к строительству сети, потому что на этих частотах работали радиорелейные линии связи.

Заняться развитием WiMax хотели бы еще несколько компаний, однако на все заявки НКРС отвечала, что наиболее перспективный диапазон для WiMax — 3400–3800 МГц — будет освобожден от радиорелейных линий связи только в ближайшие пять лет, а до тех пор лицензии выдаваться не будут. Однако в мае этого года комиссия принимает решение выдать лицензии на частоты 3600–3800 МГц компании «Конфиденциальные телекоммуникации Украины» («Конфител») на устаревшую и неперспективную радиорелейную связь, чем сделала невозможным использование этих частот для WiMax.

Также не может быть использован еще один перспективный для этой технологии диапазон — 2300–2400 МГц: по данным Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ), в марте НКРС выдала лицензии на эти частоты малоизвестным компаниям «Ес-лайн» (на диапазон 2300–2345 МГц) и «Санком» (2345–2400 МГц) на всю территорию Украины. Обе лицензии — на цифровую радиосвязь в многоканальных распределительных системах.

Так все наиболее перспективные частоты для развития WiMax оказались либо заняты устаревшими технологиями, либо блокированы судебными разбирательствами. Шанс догнать Европу страна упустила. «Украина могла бы начать развитие новых технологий вместе с другими государствами, а теперь вновь отстанет на пять лет. Отрасль связи развивается ступеньками, то есть каждый очередной шаг становится переходом к новой технологии. Одна ступенька — это примерно пятилетний цикл. Если на одну из них вовремя не запрыгнули — сразу отстали», — говорит член правления Интернет-ассоциации Украины Александр Ольшанский. «Решение НКРС ставит под угрозу развитие технологии WiMax в Украине и способствует монополизации рынка, — считает председатель правления ИнАУ Татьяна Попова. — Налицо также неэффективное использование радиочастотного ресурса, поскольку для развертывания сетей радиорелейной связи достаточно полосы в двадцать мегагерц, а лицензию выдали на диапазон в десять раз больший. Кроме того, решение о выдаче лицензии на неперспективное направление без проведения необходимого конкурса лишило государственный бюджет почти пяти миллионов гривен».

Не до инвесторов

Все эти странные лицензии комиссия выдала без конкурсов, тогда как в странах Европы частоты, как правило, распределяются на конкурсной основе. В украинском законодательстве тоже предусмотрен тендер на выделение радиочастот — в случае, если на один частотный диапазон претендует несколько компаний. Но заявки претендентов на WiMax комиссия по непонятной причине не приняла.

Закрытый метод принятия решений может привести к коррупции
Первую лицензию без конкурса получил государственный оператор «Укртелеком» на мобильную связь третьего поколения. Это решение НКРС вызвало протесты других операторов мобильной связи, которые тоже не прочь предоставлять такие услуги. Однако разговоры быстро затихли: операторы понимают, что таким образом государство пытается повысить капитализацию «Укртелекома» перед продажей. Кроме того, они не хотели ссориться с комиссией, в полномочия которой входит не только выделение частотного ресурса, но и досудебное урегулирование споров между операторами.

Но теперь отсутствие прозрачности на этом рынке может повредить и самому «Укртелекому». При детальном изучении ситуации иностранные эксперты пришли к выводу, что регулирование рынка является недостаточно прозрачным, поэтому вкладывать деньги в телекоммуникационные проекты в Украине рискованно. Глава компании «Пан-Телеком» Юрий Безбородов заявил, что английские инвесторы готовы были инвестировать в нее 47 млн долларов на развертывание сети WiMax. Предполагалось получение лицензии на 60 МГц в диапазоне 3,6–3,8 ГГц. Теперь компания вынуждена пересматривать свои планы.

Издержки роста

Национальная комиссия была сформирована всего год назад. Ее созданию предшествовала широкая общественная дискуссия, в ходе которой были сформулированы основные нормы деятельности НКРС. Участники дискуссии ожидали, что в комиссию войдут признанные специалисты, что позволит создать авторитетный государственный орган, независимый от других ветвей власти. Такие органы работают в Европе, обеспечивая оптимальные условия для развития телекоммуникационного рынка.

Общественные организации (ИнАУ, «Телас», Украинский союз промышленников и предпринимателей, Всеукраинская ассоциация компьютерных клубов и Всеукраинская организация работодателей) провели опрос участников рынка и по его результатам предложили президенту Украины Виктору Ющенко назначить в НКРС наиболее авторитетных специалистов. Они также просили не назначать в комиссию Станислава Довгого и Олега Гайдука, которые, по общему мнению, негативно зарекомендовали себя во время работы на руководящих постах в Государственном комитете связи и «Укртелекоме». Виктор Ющенко проигнорировал мнение этих организаций и назначил Олега Гайдука руководителем НКРС.
Сейчас в комиссии сложились две группы, которые голосуют по-разному. По словам члена НКРС Александра Склярова, принадлежащего к оппозиционной части, за принятие решения и против него зачастую голосуют по четыре человека (всего в комиссии восемь членов), однако решающее слово остается за председателем. При отсутствии половины состава НКРС решение не может быть принято. «Поэтому мы завалили некоторые последние решения с использованием парламентских методов, то есть мы просто не участвуем в голосовании», — рассказывает Скляров.

«Национальная комиссия не должна зависеть от министерства, политика, премьера, — говорит директор по вопросам регулирования норвежского оператора связи Telenor Том Риге. — К сожалению, во многих странах в период становления первые пару лет регуляторный орган является недостаточно компетентным по нескольким причинам: из-за отсутствия аппаратного управления, опыта. Главное, чтобы в этот период регуляторный орган не превратился в закрытую организацию и не разрабатывал свои решения внутри аппарата». По мнению экспертов, закрытый метод принятия решений может привести к коррупции, к тому, что НКРС будет защищать интересы отдельных карманных компаний, а не рынка в целом. Некоторые специалисты уверены, что таким образом и были выданы странные лицензии на устаревшие технологии.

Общественный контроль

Общество получило еще один серьезный урок, поскольку активно выступить против того, что происходит, решаются немногие, считает президент ассоциации операторов связи «Телас» Юрий Соловьев. «Добиваясь независимости НКРС от власти и операторов, мы должны обеспечить общественный контроль за ее деятельностью», — говорит он.

В письме президенту участники рынка предложили создать при комиссии общественную коллегию, которая будет принимать активное участие в процессах подготовки решений. Такая коллегия была сформирована в середине июля, однако наиболее активные общественные организации (например, ИнАУ) попасть в нее не смогли. По мнению Татьяны Поповой, причина этого в стремлении комиссии сформировать общественный орган, который не имел бы своего мнения и одобрял все решения НКРС.

Кроме того, общественные организации считают, что для того чтобы дать новым технологиям возможность развиваться, необходимо отменить решения комиссии о выдаче лицензий без тендера. По мнению общественных организаций, сделать это может Антимонопольный комитет Украины, проверив лицензии на соответствие законодательству о защите экономической конкуренции, либо правоохранительные органы — в том случае, если установят незаконность принятия решений или коррупционную заинтересованность (тогда, очевидно, придется принимать решение и о переизбрании членов комиссии).

Европейский опыт показывает, что наиболее простой способ привлечь инвестиции в телекоммуникационную отрасль — продемонстрировать инвесторам открытость НКРС, ее готовность сотрудничать с общественными организациями и независимость от органов государственного управления. Инвестиции в эту сферу позволят увеличить уровень проникновения мобильной связи и интернет-услуг и сократить отставание Украины от стран Европы в развитии информационных технологий.
Источник: http://expert.com.ua/index.php?mhnews_id=557&mhnews_newsid=10758&mhnews _page=1
  Цитата 
2 участник(ов) сказали Спасибо Dave:
Новая тема Ответить в теме


Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
НКРС отсрочила повышение предельных тарифов на местную связь на 10% ~DiM~ Нормативно-законодательное регулирование 5 06.02.2009 14:12
НКРС разрешила «Укртелекому» самостоятельно устанавливать тарифы на связь ~DiM~ Нормативно-законодательное регулирование 0 14.06.2008 11:27
НКРС переоформила «Голден Телекому» лицензии на мобильную связь ~DiM~ Мобильная связь GT - контракт 5 28.09.2007 20:13
НКРС отказала «Телесистемам Украины» в лицензии на местную телефонную связь Vitti Обсуждение работы PEOPLEnet 30 22.09.2007 00:16
НКРС выдала "Укртелекому" и "Киевстару" лицензии на радиорилейную связь сроком на 10 Verden Нормативно-законодательное регулирование 2 21.02.2007 01:02