Директор по маркетингу ЗАО «Украинские радиосистемы» (ТМ Beeline) Антон Володькин рассчитывает получить первую прибыль уже в 2007 году
Почему по итогам 2006 года 4% мобильных украинцев принесли Beeline только 1% от совокупного дохода сотовых операторов?
— Мы выходили на рынок во II квартале 2006 года. Тогда зона покрытия (40% населения) была недостаточной для привлечения высокодоходных абонентов, обеспечивающих другим операторам основную часть выручки, — мы привлекали тех, кто мог тратить не более $5-6 в месяц. Кроме того, абоненты начинают активно говорить спустя как минимум несколько месяцев после подключения. К примеру, на новогодние праздники мы подключили сотни тысяч абонентов, но реальный прирост доходов наблюдаем только сейчас.
По оценкам экспертов, выручка компании в 2006 году не превысила $40 млн. Сколько планируете заработать в 2007 году?
— К концу 2006 года наша связь была доступна на территории, где проживают почти 90% населения. Поэтому мы начали работать с более высокодоходными абонентами. В течение 2007-го рассчитываем выйти на безубыточность.
В прошлом году вы подключили 1,65 млн человек. В этом рассчитываете привлечь столько же?
— Темпы прироста в 2007 году даже несколько выше, чем в 2006-м. По нашим оценкам, к 2010 году по количеству абонентов Beeline может получить 15% рынка, что соответствует 5-6 млн пользователей.
Если исходить из 1,65-2 млн абонентов, которых вы рассчитываете привлечь в 2007-м и ARPU $5, выручка в этом году составит $150-180 млн?
— Мы являемся публичной компанией, поэтому прогнозов не даем.
Как будете привлекать многоговорящих абонентов, ведь они уже общаются в сетях других операторов?
— Предложим более выгодные тарифы. Для тех, кто готов тратить $5-6 в месяц, условия останутся прежними. Для тех, кто хочет говорить, к примеру, в три раза больше, но платить всего $9-10, будут более интересные условия.
Если вы снизите тарифы, за счет чего рассчитываете увеличить ARPU?
— Наши абоненты будут больше общаться. Хороший пример — «Тариф 29», которым уже пользуются четверть клиентов. Введя его, мы снизили стоимость звонков, но при этом новые пользователи обеспечивают компании больший доход.
С расширением нашего покрытия вырастут доходы и от гостевого роуминга. Украина — транзитная страна: огромные потоки туристов, грузового транспорта. За гостевой роуминг борются все операторы — он приносит 5-10% всех доходов. Это миллионы абонентов, попадающие в том числе и в нашу сеть.
Все операторы рассчитывают за год увеличить ARPU на $1-2 за счет популяризации дополнительных услуг — вы тоже?
— Да. Уже сейчас доход от дополнительных услуг превысил 15%. За год мы наладили сотрудничество почти со всеми контент-провайдерами. В этом году из-за прироста голосового трафика доля допуслуг в доходах не увеличится. А вот в 2008-м может превысить 20%.
Во второй половине 2006-го намного уменьшились объемы вашей телерекламы — компания экономит?
— Пик был во время вывода Beeline в апреле-мае 2006 года. В тот период нашей рекламы было в два-три раза больше, чем у конкурентов. Это правило эффективного выхода. Постоянно давить рекламой нельзя — после 50 контактов абонента начинает от рекламы «тошнить».
Массовую рекламу мы оставим на нынешнем уровне. Будем осваивать сегмент корпоративных абонентов, активнее сотрудничать с деловой прессой. Рекламные бюджеты будут расти максимум на 10-20% в год.
Затраты на повышение лояльности тоже вырастут?
— Несущественно. Первые год-два абонентов нужно набирать, а не удерживать. Если человек не понимает выгодность предложения, «бегать» за ним себе дороже. Экономически целесообразнее запускать программы лояльности для тех, кто с нами более полугода.
В Украине достаточно частот и абонентов для прибыльной работы четырех GSM-операторов?
— Стопроцентно. Могу привести пример шведского Tele2. Спустя 2-3 года после выхода на уже освоенные рынки в России этот оператор показывает положительные финансовые результаты. Место есть. Главное — не ломать рынок и понимать, что $4-5 млрд спокойно делится не только на двоих, но и на четверых. По миллиарду на каждого. (Смеется.) Если серьезно, этот вариант возможен, когда будет законодательно урегулирована возможность сохранения номера при переходе в сеть другого оператора. В противном случае кардинальных изменений не будет — совокупная доля Киевстар и UMC снизится примерно до 70%. Но даже 15% от $5 млрд — $750 млн.
Есть ли принципиальные отличия стратегий Beeline и life:)?
— Мы не раздаем sim-карт. Все остальное похоже. Однако у нас больший опыт успешного выхода на уже освоенные рынки. Рынок Украины похож на рынок любой крупной области в России. К примеру, в Нижегородской работают Beeline, МегаФон, МТС, НСС, СМАРТС, Tele2. Уровень конкуренции запредельный. Но мы там лидируем, хотя выходили третьими.
Какова стратегическая цель Beeline в Украине?
— В 2007 году — рост абонентской базы и существенное увеличение доходов. Через 5-7 лет — полная окупаемость проекта, то есть возврат всех инвестиций.
Источник